Хочу к маме!!! Или как помочь малышу адаптироваться в детском саду
- Дети! С сегодняшнего дня в нашу группу будет ходить вот этот мальчик. Познакомьтесь, его зовут…
Что в эту минуту творится в душе малыша – одному Богу известно. И смятение, и волнение, и тревога, и дикое желание убежать подальше отсюда, назад, к маме, где все такое родное и знакомое.
Когда это лучше сделать
Как же помочь ребенку пережить расставание с мамой? Как облегчить период адаптации в новом коллективе? Как научить строить отношения в группе? Об этом нам и расскажет директор тренинг - студии «Семья Плюс», практикующий психолог Михайлова Лариса Николаевна.
- Лариса Николаевна, в каком же возрасте ребенку легче адаптироваться в детском саду?
- Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Все зависит от ребенка: от склада его нервной системы, характера, методики воспитания, стиля взаимоотношения с мамой, ситуации в семье… Кто-то в два года уже готов к садику, а кого-то и в три с половиной от мамы не оторвать. Кстати, с двух лет четырех месяцев до двух лет восьми месяцев у детей отмечается период повторного возврата к маме – и это тоже нужно учитывать. А вообще, считается, что к трем годам ребенок уже созревает для садика. В это время он сам начинает отделяться от мамы, ему становится интересно играть со сверстниками, общаться с ними.
Поиграйте в «садик»
- А как правильно подготовить малыша к детскому саду? Как настроить его на предстоящие перемены?
- Делать это необходимо заранее. Почаще рассказывать о садике, о детках, которые в него ходят. О том, чем они там занимаются: играют, разучивают песенки, кушают, спят в обед, гуляют и так далее. Только не нужно приукрашивать, придумывать какие-то фантастические истории. Иначе, попав в реальность, ребенок разочаруется.
Кроме того, можно сходить в детский сад, осмотреть помещение, детскую площадку – чтобы малыш понял, что в саду нет ничего страшного, что там интересно. А потом, дома, поиграть в такую игру: из игрушек сконструировать модель садика и попросить ребенка «побыть» воспитателем, мамой, мальчиком, который ходит в сад. Таким образом, малыш заранее примерит на себя новые роли, проиграет предстоящие ситуации – и ему впоследствии будет легче адаптироваться.
И вообще, ребенок начинает общаться с другими детьми задолго до того, как пойдет в садик. И у мамочки есть возможность понаблюдать за своим чадом: как он строит отношения с другими детьми? это «забитый» малыш или, напротив, агрессор, отбирающий у всех игрушки? И если у мамы возникнет повод для беспокойства, она должна проанализировать, в первую очередь, стиль взаимоотношений в семье. Потому что ребенок обычно копирует модель поведения родителей. А уже потом нужно попытаться понять: ребенок просто «играет» во взрослого, или это поведение уже закрепилось у него как черта личности? Если второе – не нужно расстраиваться, потому что сейчас существует много коррекционных методик, которые помогут вашему малышу. Нужно только обратиться за помощью к специалисту.
А чтобы ребенку было легче в детском саду, с самого начала поощряйте его стремление к самостоятельности. Не делайте из своего чада кумира, которому все дозволено. Напротив, пусть учится делиться, уважать чувства других, потому что в садике ему придется и отдавать игрушки, и ждать своей очереди и так далее.
- А еще ему придется соблюдать режим…
- Да, причем, маленькому человечку непросто сразу перестроить свои биологические часы. Поэтому где-то за год до детского сада мама должна начать приучать ребенка к режиму, сходному с режимом в детском саду: в одно и то же время – завтрак, обед, ужин, прогулки, сон и так далее. Ведь если малыш привык, к примеру, спать днем с 11 до 13 часов, а в садике сончас длится с 12.30 до 15, - ему будет некомфортно. Когда все будут играть, его будет клонить в сон. А когда придет пора ложиться спать – у него начнется активный период: он будет мешать другим деткам, схлопочет замечание от воспитателя, обидится на него… В общем, режим – это очень важный момент.
И еще: сейчас широко применяется сказкотерапия. В магазинах, по Интернету можно заказать специальные сказки, которые облегчат процесс адаптации в детском саду.
Мамочки, не переживайте!
- И вот, наконец, ребенок пошел в садик. Говорят, чтобы он чувствовал себя увереннее, ему нужно взять с собой из дома какую-нибудь игрушку – «кусочек» чего-то родного и привычного.
- Это называется переносом материнской фигуры. Ребенка отрывают от мамы, и, чтобы это как-то компенсировать, ему необходим некий символ, дающий ему ощущение внутреннего спокойствия. Но это должен быть не просто какой-то «домашний» предмет – а именно любимая игрушка, с которой малыш, может быть, спит, редко расстается. Игрушка, пропитанная особой энергетикой, понимаете?
Однако, это – полбеды. Очень мешает ребенку адаптироваться тревожность мамы. Малыш и мама – эмоционально очень тесно связаны друг с другом. Как два сообщающихся сосуда. И если мама старается не показывать вида и давит в себе тревогу – это выплескивается у ребенка, который на подсознательном уровне улавливает, что что-то не так: если мама беспокоится, значит, со мной должно произойти что-то нехорошее.
Поэтому маме нужно сначала разобраться со своими страхами: возможно, это связано с ее личным негативным детским опытом. А, может, это просто бессознательное сопротивление выходу на работу.
Таким образом, для ребенка очень важно материнское спокойствие и уверенность в его силах.
- Сейчас, чтобы ребенок легче привыкал к новой обстановке, первое время с ним в садик ходит мама. Подскажите, как ей правильно себя вести, чтобы не навредить малышу?
- Не вмешиваться! Потому что ребенок сам должен получить опыт взаимодействия с другими детьми.
Почему новички часто болеют
- А если, к примеру, ребенка обижают – мать должна спокойно смотреть на это?
- Нужно взглядом подбодрить малыша. Мол, ну что? как ты будешь действовать? давай, я в тебя верю! Но ни в коем случае не бросаться сразу же, чтобы его защитить. Иначе у ребенка возникнет неуверенность в своих силах, и в дальнейшем он превратится в ябеду и плаксу. Просто спокойно объясните малышу, что если его обидели – он имеет полное право дать сдачи. Но первым бить нельзя.
Кстати, дети, которые не могут сами за себя постоять и постоянно прячутся за мамину юбку, - чаще болеют. Конечно, происходит это спонтанно. Но тем не менее, таким образом выражается потребность малыша в любви и внимании, нежелание отрываться от мамы.
- Но ведь говорят, что через болезнь у ребенка вырабатывается иммунитет…
- В какой-то мере это так: определенный процент заболеваний действительно носит подобный характер. Но в основном так действует психосоматика. Ведь дети – прекрасные манипуляторы.
- И как долго болеют, то есть адаптируются, ребята?
- Полгода – это, считается, длительная адаптация. В среднем, ребенку нужно две недели, чтобы привыкнуть к новым условиям. Но нередко случается, что в начале все идет хорошо: малышу в детском саду нравится, он с огромным удовольствием его посещает. А через месяц начинаются истерики – приходит осознание, что все это не на время, а надолго. В этом случае родителям нужно увлечь ребенка чем-то новым, показать новые грани этой, «детсадовской», жизни.
Подобная реакция, кстати, может быть и на появление в садике нового человека: ребенка, воспитателя…
Первым делом - воспитатель
- Кстати, а как помочь ребенку установить контакт с воспитателем?
- Нужно помнить, что воспитатель для ребенка – вторая значимая фигура после родителей. Поэтому хорошие взаимоотношения малыша с воспитателем очень важны: даже если у вашей крохи возникнут проблемы с ребятами из группы, он перенесет это легче, нежели трения с воспитателем. Так что родителям нужно выбирать не благоустроенный садик, не группу – а, прежде всего, «наставника» для своего ребенка. Поэтому общайтесь с воспитателями, советуйтесь с ними – и тогда ваш позитив по отношению к ним предастся и вашему ребенку.
- А почему, несмотря на то, что у ребенка отличные взаимоотношения с воспитателями, с детьми, - но до детского сада он доходит с криками, с истериками?
- Через истерику у ребенка происходит невротический сброс внутреннего напряжения. В глубине души он переживает отрыв от мамы и по-другому выразить это не может: речь еще не так совершенна. Кстати, у некоторых детей выброс этой энергии происходит через бешенную активность: они могут кругами носиться по комнате, кричать… В любом случае, родителям нужно постараться не реагировать бурно на эти всплески. Просто придумайте какой-нибудь ритуал, который перед уходом в детский сад успокоит вашего ребенка, настроит его на нужную волну. Например, пусть он каждый раз аккуратно расставляет свои игрушки, чтобы они его ждали…
- Скажите, а «несадиковые» дети есть на самом деле, или это только миф?
- Врачи считают, что такая группа детей существует. Но, по сути, детский сад полезен всем. А если у ребенка возникли какие-то трудности, то нужно обратиться к психологу. И после занятий песочной терапией, арттерапией, сказкотерапией, семейной терапией и так далее (все зависит от ситуации) все встанет на свои места.
"Любимая газета" №
Екатерина Козина ek@lgazeta.ru