Игры для развития у ребенка чувства вины и стыда
Сломанная веточка (интерес, печаль, огорчение, злость, раскаяние)
Что произошло: на улице дети часто ломают ветки деревьев и кустарников, рвут цветы, бросают и топчут их.
Что нужно делать:
Во время прогулки обратите внимание вашего ребенка на сломанную им ветку.
Возьмите ветку и рассмотрите ее: место слома ветки, увядшие листочки.
Расскажите ребенку грустную историю о дереве. «Много лет тому назад около нашего дома посадили маленькое деревце. Оно так старалось вырасти большим: каждую весну на нем распускались листочки, молодые веточки тянулись к солнышку. Деревце мечтало, что когда оно станет большим, под его ветвями будут играть дети, отдыхать бабушки и дедушки, оно укроет людей от жаркого солнца и холодного дождя. Но каждый год люди отламывали от нашего деревца ветки. За лето ветки не успевали отрасти. И однажды весной листочки на нашем деревце не распустились, деревце загрустило и стало засыхать. Добрые люди пожалели деревце. Стали ухаживать за ним, оберегать его. Деревце ожило и выросло большим. И больше никто не ломает у этого дерева ветки, потому что в тени этого дерева так хорошо прятаться от солнца и дождя.
Переведите беседу на веточку, сломанную ребенком: на ней больше никогда не распустятся листочки, и она не вырастет большой. Как же нам быть?
Выразите сожаление, что ребенок сломал веточку и вызовите у него чувство вины.
Попробуйте вместе с ребенком дать обещание не ломать ветки: « Как ты думаешь, сможем мы больше не ломать ветки?»
Используемые слова и фразы: пожалели дерево; ухаживать, оберегать; ожило, зазеленело; радость детям, людям.
Грустный котенок (стыд, вина, печаль, злость, неприязнь)
Что произошло: во время игры с домашним питомцем (котенком, собачкой, хомячком и т.д.) ребенок намеренно сделал ему больно.
Что нужно делать:
Возьмите котенка на руки. Погладьте его, скажите ему ласковые слова.
Спросит ребенка, знает ли он, что котята бывают грустные и веселые. Грустные котята становятся, когда им делают больно, выгоняют их из дома, не кормят их. А веселыми котята становятся, когда с ними играют, ухаживают за ними, любят их.
Задайте вопрос котенку: «Ты какой котенок: грустный или веселый?» и сами ответьте на него.
Вместе с ребенком расскажите, что нужно делать, чтобы котенок был веселым и не был грустным.
Помогите ребенку придумать сюрприз для котенка.
Используемые слова и фразы: ласковый – грустный; любимый – нелюбимый; веселый – печальный; больной – здоровый.
Чужая игрушка (стыд, вина, печаль, злость, неприязнь)
Что произошло: после прогулки вы обнаружили у вашего ребенка чужую игрушку.
Что нужно делать:
Обратите внимание ребенка на чужую игрушку.
Расскажите, что ребенок, который лишился своей игрушки, наверно плачет. Возможно, это была его любимая игрушка. Что же нам делать? Как быть?
Напомните вашему ребенку о своих пропавших игрушках, о его переживаниях.
Постарайтесь подвести ребенка к единственно правильному решению: игрушку надо отдать и попросить прощения.
Предложить другому ребенку поиграть со своими игрушками.
Используемые слова и фразы: чужая игрушка; своя игрушка; плохо – хорошо; расстроился – обрадовался; вместе играть; друзья.
Нехочуха (интерес, удивление, стыд, вина, печаль)
Что произошло: ребенок не хочет убрать на место свои вещи.
Что нужно делать:
Спросите, почему ребенок не убирает свои вещи. Наверняка он скажет, что не хочет.
Скажите, что детей, которые ничего не хотят, называют Нехочухами и у Нехочух не бывает своих вещей.
Поднимайте отдельные вещи и рассказывайте, кому их можно подарить.
На глаз у ребенка складывайте вещи, желательно, в подарочные пакеты.
Спросите у ребенка, хочет ли он быть Нехочухой и остаться без игрушек и вещей?
Помогите вашему ребенку сказать, что он не хочет быть Нехочухой и будет всегда сам убирать свои вещи.
Используемые слова и фразы: нехочуха; вещи (разбрасывать, убирать, дарить); молодец, умница.
Давай мириться (злость, отвращение, печаль, стыд, радость)
Что произошло: ваш ребенок обидел другого ребенка и не хочет у него просить прощения.
Что нужно делать:
Попросите прощения у чужого ребенка сами.
Отведите вашего ребенка в сторону.
Спросите, почему он обидел ребенка.
Напомните ребенку о его добрых поступках6 помог маме, пожалел домашнего питомца, поделился с кем-то конфетой, игрушкой и т.д.
Убедите вашего ребенка, что он очень хороший, добрый и очень смелый. Он не побоится подойти к обиженному ребенку и попросить у него прощение.
Помогите вашему ребенку помириться; это можно сделать вместе, держась мизинцами друг за друга (это волшебный знак силы).
Используемые слова и фразы: обидел, добрый поступок, мириться, слова прощения.
Ванино горе (интерес, удивление, печаль, злость, радость)
Что произошло: ребенок постоянно ломает свои игрушки.
Что нужно делать:
В отсутствие ребенка спрячьте только целые, новые игрушки.
На вопрос ребенку, где его игрушки, расскажите ему, что произошло: я гладила твою одежду и вдруг услышала странный шум из твоей комнаты. Оказывается, это гудели твои машины – в них сели твои любимые игрушки и машины уехали из дома. Я не смогла их уговорить остаться. Они сказали, что очень бояться тебя, т.к. ты их ломаешь. Но они обещали вернуться через несколько дней, если ты пообещаешь не ломать игрушки.
Вместе с ребенком уберите игрушки и попытайтесь починить сломанные.
Через несколько дней поставьте игрушки на место.
Помогите ребенку попросить прощения у своих игрушек и дать им обещание никогда их не ломать.
Используемые слова и фразы: сломанные игрушки; игрушки обиделись; починить игрушки; я – хороший мастер; будем дружить; вместе играть.