Успешное общение с друзьями и дома
Говорить без умолку - еще не значит общаться" (Джим Кэрри).
"Умение общаться с людьми - такой же покупаемый товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире" (Дж. Рокфеллер).
Подростковый возраст - это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Здесь происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.
Вместе с тем, это возраст противоречий: подростки стремятся к независимости, но чрезвычайно зависимы от мнения сверстников; повышенная двигательная активность соседствует с высокой утомляемостью; внешняя бравада - с ранимостью и чувствительностью. Обусловленные физиологическими изменениями в организме резкие перепады настроения приводят к тому, что подростки полны противоречивых чувств и мыслей, порой они не могут объяснить свои поступки. Смех и хорошее настроение резко сменяются раздражением, иногда с приступами агрессии. Дестабилизация настроения приводит к тому, что раздражительность, словно защита, срабатывает первой, и чаще всего ребенку самому бывает трудно описать причину столь резкой смены его эмоционального состояния. Когда взрослые и родители не принимают агрессию и раздражение ребенка на свой счет, они могут оказывать всяческую эмоциональную поддержку. И, несмотря на внешнее противодействие взрослым, подросток испытывает огромную потребность в их поддержке.
Также особенностью подросткового возраста является обретение новых социальных норм и ценностей. Одна из самых важных потребностей переходного возраста - потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей и других значимых взрослых, а также от установленных ими правил и порядков. Родители перестают быть авторитетами, их собственный пример не воспринимается ребенком также абсолютно и некритично, как было в детстве. Авторитет родительской власти заканчивается, теперь будет действовать авторитет человеческой личности. И родителям стоит быть очень внимательными не только к внешним изменениям их подростка, но и к изменению и взрослению его внутреннего мира. В кризисных ситуациях первую помощь и поддержку подростки ждут только от собственных родителей, надеются только на них.
Подростки сейчас ориентированы на общение со сверстниками, это вторая потребность возраста. Им очень важно быть принятым той или иной группой сверстников, интересы которой они разделяют. Для подростка группа - это не просто интересные ребята, это сообщество со своими нормами, правилами, отличными от тех, которые есть у него в семье. И быть членом какой-нибудь группы - означает быть своим среди своих, вместе противостоять другим, но самое главное - не быть одному. В этом возрасте подростки очень боятся одиночества. Основная задача подростка - быть в группе и поднимать там свой статус.
Самооценка подростка чаще всего очень противоречива. Сознательно он воспринимает себя как личность значительную, верит в себя, в свои способности, иногда ставит себя выше других людей. Подсознательная неуверенность дает знать о себе в переживаниях, подавленности, плохом настроении, упадке активности. Чем более критично относится к себе сам ребенок, тем больше он ожидает положительных оценок со стороны окружающих, больше внимания старается себе захватить.
Если до 10 лет основная потребность была в любви, уважении и заботе, то сейчас основная потребность - в понимании. Сейчас важно не оставлять ребенка наедине с его переживаниями, следует показывать, что взрослый понимает внутреннюю ситуацию ребенка, готов ее выслушать и принять.
Еще она отличительная особенность подросткового возраста - учебная деятельность теряет свое ведущее значение, на первый план выходит проблема выстраивания отношений. Это время называют «мотивационным вакуумом», когда внешняя мотивация перестала работать, а внутренняя еще не включилась в работу. Снижение интереса к учебе сейчас вызвано спецификой развития детей в этот период. Самоконтроль также пока не развит.